Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT_ENCODING in /home/hostby01/dota.by/includes/page_header.php on line 49
Искусство войны. Часть 1 | Использование рельефа — DotA.by

Мекка дота-подобных игр. Регистрация для адекватных

Поиск на сайте
Онлайн: 41 пользователей

Искусство войны. Часть 1 | Использование рельефа

 
Мастер слова
Постов: 1692
Карма: 64
 0  
Война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Мастер Сунь-цзы




Всем привет. Я решил написать эту статью, так как считаю, что книга китайского философа Сунь Цзы "Искусство войны" является недооцененной в игровом мире. В этой серии статей я буду рассматривать отдельные главы из "Искусства войны" – и постараюсь адаптировать их в DotA. Надеюсь, вам понравятся эти статьи!

«Искусство войны», глава 9. Поход

«Нужно выбирать наиболее выгодные пути для похода»
Цао Цао, комментарии


Позиция и маневры вашего героя в частности и команды в целом имеют решающее значение в Доте. В некоторых играх это может показаться менее важным, чем в других, но одно из самых больших различий между хорошими игроками и профессионалами заключается в том, что профессионалы имеют острое ощущение того, какова позиция его героя относительно ландшафта и соперников.
Примечание: цитаты, выделенные жирным, - это слова самого Сунь-цзы; цитаты, выделенные курсивом, - это слова из комментариев к «Искусству войны».



1. Бой на разных уровнях ландшафта

При переходе через горы опирайся на долину; располагайся на высотах, смотря, где солнечная сторона. При бое с противником, находящимся на возвышенности, не иди прямо вверх. Таково расположение войска в горах.






На этой карте показаны точки соприкосновения разных уровней ландшафта в Доте. Синим помечен высокий уровень: это точки, которые вы должны использовать для атаки из засады. Если вы находитесь на синем уровне, вы можете видеть врага, находящегося на желтом и красном уровнях без проблем. Желтым помечен второй по высоте уровень: с него вы можете видеть красный уровень, но не можете видеть синий. Чтобы получать преимущество в положении относительно ландшафта, вы должны различными действиями заставить врага переместиться с синего на желтый, а затем и на красный уровень.

Если вы в красной зоне – это плохо. Вы должны по возможности избегать ее, ну а если вам пришлось перемещаться через нее – нужно идти быстро и быть начеку. Если во время боя вы окажетесь в красной зоне, а противник – в желтой или синей – шансы выиграть значительно уменьшаются.

Кроме того, здесь отмечены розовые и серые зоны. Серые зоны еще опаснее красных, так как находясь в серой зоне вы можете подвергнуться нападению с более высокого уровня, при этом не имея легкого доступа к этому самому высокому уровню. Серые зоны можно назвать «мертвыми» землями, и вы никогда не должны простаивать в них. Розовые же зоны, наоборот, представляют собой удобные места, с которых вы можете напасть на противника, находящегося в серой зоне. Однако, розовые зоны не являются идеальными, поскольку они также не имеют доступа к более низким уровням, в связи с чем вы можете легко потерять цель.
Рассмотрим второй аспект, касающийся перемещения из красных и желтых зон в синие. Это может быть сделано путем предметов и навыков. Существует два итема, позволяющие это сделать:



Эти предметы хороши тем, что могут моментально переместить вас с более низкого уровня на более высокий. Форс стафф также хорош тем, что может переместить противника на более низкий уровень ландшафта.

А вот список из 15 героев, которые, при помощи своих скиллов, могут моментально переместиться на более высокий уровень без необходимости видеть врага:




Кроме того, есть еще 6 героев, которым нужно видеть противника для того, чтобы переместиться на более высокий уровень ландшафта:



Увидеть противника в подобных случаях можно при помощи разведки и вардов. Помимо всего прочего, два из этих пяти героев могут при помощи своих скиллов развеять в прах преимущество соперника относительно ландшафта: это Венга и ее Свап, и Хаос кнайт со своим reality rift.
И наконец, есть 11 героев, которые имеют скиллы, способные толкать или притягивать соперников:




Преимущество, которое можно получить, используя эти знания, действительно огромно. Высокомобильные герои очень часто встречаются в играх высокого уровня, с этим же связана высокая популярность Даггера в играх такого класса.

2. Бой на реке

«При переходе через реку располагайся непременно подальше от реки. Если противник станет переходить реку, не встречай его в воде. Вообще выгоднее дать ему переправиться наполовину и затем напасть на него. … Таково расположение войск на реке».






На карте показаны четыре основных пути для пересечения реки. Если сравнить эту карту с предыдущей, можно заметить, что все пути представляют собой перемещения относительно зон ландшафта в таком порядке: «желтый-красный-желтый». Таким образом, если две команды столкнулись в одном из этих мест. Вы должны занять в замесе более высокое положение. Как уже говорилось ранее, бой из красной зоны с соперником, находящимся в желтой зоне, крайне невыгоден. Поэтому, сперва надо вынудить противника зайти в эту красную зону, и только после этого начинать замес.

3. Перемещение по опасной территории

«Переходя через болото, торопись скорее уйти, не задерживайся. Если все же тебе предстоит вступить в бой среди болот, располагайся так, чтобы у тебя была вода и трава, а в тылу у тебя пусть будет лес. Таково расположение войск в болотах.»






На этой карте подробно показаны все возможные (без дополнительных дереворубящих итемов и скиллов, конечно) маршруты в лесу. Когда вы находитесь в лесу врага – не простаивайте просто так. Будьте быстрым, и старайтесь не ходить там в одиночку. Самое главное правило – будьте осторожны. Не забывайте про миникарту. Старайтесь также придерживаться синих зон для увеличения области обзора. Как действовать при нежелательной встрече с врагом, а также более подробную информацию о тумане войны, вы можете узнать из этой статьи.

4. Бой на ровном месте

В равнинной местности располагайся на ровных местах, но при этом пусть справа и позади тебя будут возвышенности; впереди у тебя пусть будет низкое место, сзади высокое. Таково расположение войск в равнине.
Армия любит высокие места и не любит низкие.




Открываем первую карту. Итак, оптимальным расположением при замесе на ровном пространстве будет такое, при котором синяя зона будет позади вас, для отступления, а красная зона – впереди – для удобного добивания отступающих.

5. Здоровье и безопасность

Заботьтесь о физическом здоровье и оставайтесь там, где много ресурсов




Речь здесь идет об областях вблизи союзников и синих зонах, если вы столкнулись с врагом в лесу; и областях вблизи союзников и башнях, если вы на лайне.

6. Опасные местности

Вообще, если в данной местности есть отвесные ущелья, природные колодцы, природные темницы, природные сети, природные капканы, природные трещины, непременно поспеши уйти от них и не подходи к ним близко. Сам удались от них, а противника заставь приблизиться к ним. А когда встретишься с ним, сделай так, чтобы они были у него в тылу.






На этой карте показаны труднопроходимые места Доты. Розовые круги показывают узкие проходы, где вся команда может умереть из-за того, что здесь можно проходить только по одному. Однако, если вы подверглись гангу, они могут быть полезны для отхода, так как противники существенно замедлятся, следуя через такие проходы. Синие круги на этой карте показывают «природные тюрьмы», где вы можете попасть впросак, будучи зажатым со всех проходов двумя и более противниками. Во избежание таких эксцессов, используйте все имеющиеся методы разведки местности.

7. Разведка

Если в районе движения армии окажутся овраги, топи, заросли, леса, чащи кустарника, непременно внимательно обследуй их. Это – места, где бывают засады и дозоры противника




Существует 4 вида разведки в Доте: разведка героем, разведка скиллами, разведка саммонами, варды.


Разведка при помощи героев подразумевает использование героев с инвизом, которые могут бежать впереди своей команды. Однако, это рискованно: Windwalk может закончиться в неподходящий момент, или же у противников может оказаться даст/гем/синие варды.



Разведывающие скиллы – это скиллы, которые могут сделать видимым некоторое пространство, которое до этого находилось в тумане войны. Все они имеют большой ренж, и, как правило, маленький манакост и кулдаун. Минусы применения скиллов для разведки – потеря маны и отправка способности в КД; плюс – использование скилла является безопасным. Но большой недостаток заключается в том, что если вы используете разведывательный скилл, враги узнают о вашем присутствии. Пассивка Сикера также является ненадежной, так как условием ее срабатывания служит малое количество ХП у противника.


Использование суммонов для разведки заключается в направлении их в опасные места, перед командой. Лучшими в этом плане саммонами являются птица Рексара и невидимые волки Ликантропа. Несмотря на то, что саммоны легко умирают при встрече с врагом, время их существования достаточно долгое, и разведать они могут обширные территории.


Грамотный вардинг жизненно важен для успеха команды. Как это делается, вы узнаете из этой статьи.

8. Перемещение врага: Защита и агрессия

Если противник, находясь близко от меня, пребывает в спокойствии, это значит, что он опирается на естественную преграду. Если противник далеко от меня, но при этом вызывает меня на бой, это значит, что он хочет, чтобы я продвинулся вперед. Если противник расположился на ровном месте, значит, у него есть свои выгоды.




9. Перемещение врага: Подготовка к бою

Если легкие боевые колесницы выезжают вперед, а войско располагается по сторонам их, значит, противник строится в боевой порядок




10. Перемещение врага: В ожидании подкрепления

Если противник отступает, при этом отбиваясь, значит, он ждет подкрепления




11. Перемещение врага: Заманивание

Если враг то наступает, то отступает, значит, он заманивает.


Upd: в оригинале статьи используется немного измененная версия этого тезиса:
Если половина сил врага нападает, а вторая половина остается на месте, значит, он заманивает.




12. Перемещение врага: Внезапное нападение

Если войско противника, пылая гневом, выходит навстречу, но в течение долгого времени не вступает в бой и не отходит, непременно внимательно следи за ним.




К этому разделу уместно привязать карту уровней ландшафта и карту природных ловушек. Если враг, харрася вас, не нападает, а может и отступает – обратите внимание, где вы находитесь. Если он заманивает в красную или серую зоны, в одну из природных ловушек или узкий проход – делайте соответствующие выводы.

13. Капитанам

Если солдаты еще не расположены к тебе, а ты станешь их наказывать, они не будут тебе подчиняться; а если они не станут подчиняться, ими трудно будет пользоваться.




Заключение.

«Искусство войны» считается самой престижной и влиятельной книгой о стратегии в мире. Командиры армий хранят всегда копию книги при себе, крупные бизнесмены применяют эту книгу в маркетинговой стратегии… Поэтому и дотеры должны использовать знания из этой книги для улучшения понимания всеобщих основ стратегии войны и использовать их в игре. Я советую всем, кто хоть немного заинтересован – скачайте книгу, прочтите, поймите и имейте всегда ее при себе.
Я написал эту статью в связи с тем, что очень трудно всегда придерживаться нужного местоположения в игре интуитивно. Комбинации спеллов можно запомнить за несколько минут. Итем билды можно разработать исходя из нескольких игр и гайдов, ластхит просто требует практики, но общая стратегия и выбор позиции имеют очень важное значение и очень сложны для понимания. Эта статья не научит вас играть на уровне Куроку, и не расскажет вам, как сделать Рэмпейдж, выходя в одиночку на всю команду противника, но она даст вам знания: научит вас читать действия противника и выбирать наиболее выгодные позиции в замесе. А знания, как все мы знаем, - это сила!
С уважением, Saguine.

P.S. от переводчика: Книгу "Искусство войны" в переводе на русский вы можете скачать отсюда: http://narod.ru/disk/4488770001/iskusstv_904.rtf.html
Продолжение следует!
Последний раз редактировалось: soneg (07 Февраля 2011 13:38), всего редактировалось 1 раз
Цитата поста      
&sid=c9a251f878d8175c542a789f721ec1c8   &sid=c9a251f878d8175c542a789f721ec1c8
Мастер слова
Постов: 2949
Карма: 291
 0  
ого, крутая статья кажется... почитаю пожалуй

апд: В практическом плане пользы несет крайне мало, но как философо-аналитическая статья довольно интересна, хорошо идет под чашечку чая/кофе. Спс за перевд.
Последний раз редактировалось: A_B (28 Января 2011 13:14), всего редактировалось 1 раз
Цитата поста      
Ньюсмейкер
Постов: 5188
Карма: 262
 0  
Интересная статья,узнал новое, раньше не задумывался об этом
Цитата поста      
Дотабаец
Постов: 2372
Карма: 5
 0  
Прочел. Согласен с А_Б пользы в доте мало, просто интересно прочитать.
Спасибо за перевод.
Цитата поста      
True-man
Постов: 2909
Карма: 158
 0  
Сначала подумал что это типо "за захоронение ленина-большинство" щас почитаю
Цитата поста      
Продвинутый юзер
Постов: 6660
Карма: 696
 0  
То что написано синим цветом старался не читать,а в целом понравилось.
Жду продолжения.Хорошая работа.
Цитата поста      
Гайдмастер
Постов: 9371
Карма: 352
 0  
один из первых роликов валва посвящен классу солдат и сунь цзо

Цитата поста      
Новичок
Постов: 158
Карма: 0
 0  
как клок без врага может преодолеть припятствие?
Ну а дум то тем более...
Цитата поста      
Гайдмастер
Постов: 9371
Карма: 352
 0  
ты дно, это феникс
Цитата поста      
True-man
Постов: 2258
Карма: -45
 0  
все верно,
спасибо автору за старание, занял пару минут на досуге)
Цитата поста      
Ньюсмейкер
Постов: 5188
Карма: 262
 0  
Автор,ты где взял большую карту доты?
Цитата поста      
Забанен
Постов: 280
Карма: 0
 0  
Юзлесс статья, единственная ценность картинки, но и там не все места обозначены
Цитата поста      
Новичок
Постов: 158
Карма: 0
 0  
хм,оперки,принимаю как за оскорбление...
И я не знаю иконки фени(
Ушёл до него
Цитата поста      
Новичок
Постов: 226
Карма: 0
 0  
На первый взгляд позновательная, почитаю на досуге как нибудь
Цитата поста      
Мастер слова
Постов: 1692
Карма: 64
 0  
N1ntendo писал(а):
Автор,ты где взял большую карту доты?

Статья не моя, картинки тоже. Где взято - хз. В принципе, картинка с переходами через реку вся пустая, можно использовать, чтоб нарисовать чо.

Юзлесс то она юзлесс, но только вот все эти вещи прослеживаются в играх топ-команд. Имхо, одно из отличий просто хорошего игрока от госу - у последнего все эти основы, прописанные здесь, заложены в подсознании...
Цитата поста      
True-man
Постов: 793
Карма: 22
 0  
soneg . ГЖ ;) Хорошая кажется , щас если осилю прочитаю :)
Цитата поста      
Monster Kill
Постов: 10387
Карма: 358
 0  
интересно кто прочол все:?
Цитата поста      
True-man
Постов: 2909
Карма: 158
 0  
В целом норм, ток в синей рамке не читай..
Цитата поста      
Мастер слова
Постов: 1692
Карма: 64
 0  
Вторая часть про ганг/пуш/антипуш. Третья часть в большей степени про анализ до и после игры. Ничего супергениального. Переведу на следующей неделе.

А вообще, имхо, цикл статей не для паба. Обязательно к прочтению для лс, которые только начинают играть кв, чтобы быстрее понять общий смысл игры в доту.
Цитата поста      
Новичок
Постов: 101
Карма: 0
 0  
Я прочел всю! В принципе, циклы "Играй как про" и "Используй героя на максимум" уже поведали мне большинство инфы, виложенной в статье. А так-норм статья, для новичков, в основном.
Цитата поста      
True-man
Постов: 1284
Карма: 125
 0  
Да я тоже все прочитал. Интересная статейка про психологию противников немного знал сам пользавался помогло однажды спастись. Про зоны не использую впринципе но было интересно спс за перевод
Цитата поста      
Организатор
Постов: 6125
Карма: 753
 0  
Спасибо, понравилось.
Цитата поста      
Предупреждений: 1
Постов: 9258
Карма: 223
 0  
Тактика на войне-лучшая статия!
В ДОТЕ тактика - самое главное!Хорошая тактика-есть залог победы!
Тебе большое спасибо!)))
Цитата поста      
Забанен
Постов: 685
Карма: 1
 0  
Neploxo bilo bi windu dobavit' sredi geroev procvetkoy
Цитата поста      
Новичок
Постов: 101
Карма: 0
 0  
"Пусть половина команды противников спустится в реку, и после этого нападайте – это даст вашей команде преимущество."
А вторая половина - это энигма свен, которые залетят на вас сверху и сделают -5
Цитата поста      
Дотабаец
Постов: 1205
Карма: 7
 0  
хороший гайд и класное оформление=клаасс!!!
Цитата поста      
Новичок
Постов: 177
Карма: 0
 0  
Неплохая статья) На практике конечно даст не много ибо многие вещи как бы и так понятны, даже не интуитивном уровне, но почитать стоит.. очень интересно сделано и полезности как никак всё равно есть)
Цитата поста      
Новичок
Постов: 125
Карма: 0
 0  
Хорошая статья,я как то не задумывался над тактикой приманивая)))Предупрежден,значит вооружен)))ГЖ))
Цитата поста      
Дотабаец
Постов: 2476
Карма: -7
 0  
автору гж за труды, все не читал, однако крайне интересно. блин с такими темпами пора из доты самостоятельную лан-игру делать
Цитата поста      
Новичок
Постов: 8
Карма: 0
 0  
Оч понравилось
Последний раз редактировалось: Deputat (28 Июля 2011 14:24), всего редактировалось 1 раз
Цитата поста      
DotA.byСтратегия и тактика игрыИскусство войны. Часть 1 | Использование рельефа
 

DotA 2
Lina Inverse Slayer. Описание и скиллы в DotA 2

Мы подготовили информацию про Лину в Доте 2. Подробно и с картинками описываются способности героя.

DotA Allstars
Профокус по герою Kael Invoker

Насколько Инвокер сложнее в управлении по сравнению с другими героями? Какие плюсы в этом герое для паба и кв?

Это интересно
Искусство войны. Использование рельефа

Война — это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Мастер Сунь-цзы

Это интересно
Искусство войны. Теория быстрой игры

В статье выдвигается гипотеза, что быстрая игра (фастпуш, ганг) гораздо эффективнее медленной (лейт). Пусть автора простят поклонники Морфа, Спектры и Траксы :)